Ирина Попова: коллаборация науки и бизнеса позволит вывести возможности образования на новый уровень

Ирина Попова: коллаборация науки и бизнеса позволит вывести возможности образования на новый уровень

26 сентября в рамках Дня дополнительного образования пройдет ряд мероприятий, в которых примут участие педагоги, методисты, руководители профильных ведомств и научных центров. О главных трендах в дополнительном образовании рассказала Ирина Попова, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС.

– Будущее сегодня так же стремительно, как волна во время шторма, накрывает нас всех своими технологическими прорывами. И отраслью, которая первой откликается на принципиальную новизну, оказывается именно дополнительное образование. Именно оно подхватывает инициативы и различные ноу-хау, которые способны привлечь ребенка и родителя.

За разного рода новинками дополнительное образование обращается в компьютерную индустрию, арт-индустрию, сферы маркетинга и дизайна, производство. Поиск идей, ярких, нетрадиционных, оригинальных – это сегодня и в последнее время в целом генеральная линия дополнительного образования.

В каких направлениях ведется этот поиск идей? Я бы здесь обозначила три основных вектора: раннее развитие, развитие креативности, развитие социальной активности.

Я умышленно не говорю о развитии технической и естественно-научной направленности, о развивающемся интересе к сфере туризма и краеведения, о многих других направлениях. Эти направления стали за последние пять лет модными в диалогах о развитии дополнительного образования. Я говорю о тех стратегических, фундаментальных сферах, от развития которых будет зависеть любой из видов деятельности человека. Именно поэтому бизнес очень активно, стремясь освоить пространство дополнительного образования, открывает франшизы именно в этих направлениях.

Раннее развитие крайне привлекательно для современного родителя, стремящегося дать в раннем детстве ребенку как можно больше. И в приоритете сегодня клубные форматы неформального образования для детей 0+ или мам с детьми практически от рождения. С детьми играют, развивают их эмоциональный интеллект, особенности восприятия с опорой на WOW-эффекты и т.п. На сегодняшний день эта сфера будет продолжать активно развиваться, поскольку потребность в раннем развитии будет возрастать.

Развитие креативности – сфера, которая ориентирована на развитие творческого потенциала детей разных возрастных групп в самых разных направлениях образования. Это может быть и техника, и изодеятельность, и музыка, и проектирование, и многое-многое другое. Креативность как способность и черта личности генерировать идеи, разрабатывать оригинальные решения и воплощать их на практике – это одна из самых востребованных характеристик современности. Развитие креативности напрямую связано с развитием детской одаренности. Именно поэтому сегодня в дополнительное образование так активно стали входить ТРИЗ-педагогика, развивающие игры Никитиных, технологии развития дизайн-мышления и др.

Развитие социальной активности – сфера, ориентированная на воспитание социальной ответственности и создание условий для развития человека. Здесь абсолютное первенство занимает развитие интереса к изучению иностранных языков, в том числе экзотических, а также волонтерской деятельности. Стоит отметить и развивающуюся активность в сфере физкультурно-спортивной направленности.

– Как, на ваш взгляд, представлена сфера развивающих игр и игрушек в наших магазинах? Достаточно или нет?

– Сфера игр и игрушек не является для меня приоритетной в рамках моей профессиональной деятельности. Но как мама я могу сказать, что она развивается и, на мой взгляд, активно. Особенно в части настольных (напольных) игр, конструкторов, пазлов и т.п. Я бы назвала эту группу игр и игрушек «ориентированными на развитие интеллекта». Здесь по-настоящему много нового и интересного, что соответствует современным запросам всех возрастных групп.

А вот в чем есть дефицит, так это в игрушках и играх с национальным культурным колоритом. Недостаточно игр на основе русских сказок. Это отражается на эмоциональном восприятии детей, а в дальнейшем – их культуре и менталитете. Здесь есть над чем подумать современным дизайнерам игр и игрушек. И пространство деятельности по их разработке очень большое.

– Ирина Николаевна, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваш центр. Чем бизнес и наука могут быть полезны друг другу?

– Научно-исследовательский центр социализации и персонализации детей ФИРО РАНХиГС ориентирован на научно-методические разработки и исследования в области дошкольного детства, в сфере развития и воспитания детей и подростков школьного возраста, в том числе детей с особенностями развития и социализации (детей с ОВЗ, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Сегодня наука и бизнес, объединяясь, могут выйти на новый качественный уровень развития образовательных возможностей для детей разных возрастных групп. Так, бизнес-компании, стремясь стать экспериментальными площадками в сфере образования, получают возможность развития для производства новых товаров и технологий в сфере индустрии детства. А наука в процессе взаимодействия с бизнесом получает колоссальный опыт работы в режиме производства новаторских практико-ориентированных идей и решений. Благодаря такому сотрудничеству в практику дополнительного образования входят интересные инициативы и разработки зарубежных коллег, опыт неформального образования разных стран. В качестве примера такого яркого сотрудничества можно назвать деятельность Ассоциации участников рынка арт-индустрии.