Рынок детской одежды и обуви: кризис пережили, готовимся к росту

Рынок детской одежды и обуви: кризис пережили, готовимся к росту

На пленарном онлайн-заседании форума «Детско-юношеская одежда и обувь – настоящее и будущее» обсудили состояние рынка и меры государственной поддержки. Модератором заседания выступила Юлия Михалева, заместитель руководителя Роскачества.

Главными темами обсуждения стали вопросы состояния отрасли в целом, изменения рынка детской одежды в пандемию, перехода производителей в онлайн-продажи, а также вопросы школьной формы, использования анимационных брендов.

Александра Рябова, заместитель начальника отдела индустрии детских товаров Минпромторга России, рассказала о мерах государственной поддержки в период пандемии. Сегодня объем рынка товаров легпрома составляет в целом 831 млрд руб., 34% из них занимает рынок детской одежды и обуви. Пандемия не могла не отразиться на уровне продаж. Весь этот период министерство еженедельно осуществляло мониторинг товарных запасов на полках. 11 предприятий были включены в перечень системообразующих. Многие производители перепрофилировали производство и начали производить перчатки и маски.

Александра Рябова отметила также, что сегодня Минпромторг России реализует общеотраслевые меры, касающиеся поддержки научно-исследовательских работ, субсидий на приобретение оборудования в лизинг, предоставления льготных условий по кредитованию. Утвержден новый план развития отрасли до 2024 г., который предполагает стимулирование спроса на отечественные товары для детей, повышение безопасности и качества детских товаров.

С аналитическим прогнозом выступил Сергей Хитров, руководитель аналитической группы РБК.

Он рассказал, каковы прогнозы восстановления офлайн-торговли. Позитивные изменения ожидаются не раньше конца 2022 года. Главный итог 2020 года – падение секторов, связанных с потребительскими товарами, в том числе и детскими, – минус 4%. Сдерживать рост будет нестабильная ситуация с доходами населения.

Ожидаемые итоги кризиса в перспективе до 2030 года:

  • развитие модели омниканального покупателя;
  • перевод от 5 до 25% занятых на полностью удаленную работу;
  • развитие онлайн-сервисов: шопинг, доставка товаров, развлечения.

Потенциальные изменения могут привести к прекращению роста мегаполисов, оттоку населения из крупных городов, невостребованность объектов транспортной и дорожной структуры, торговых центров, ресторанов.

По отрасли детских товаров статистика основана на опросе 30 лидеров отрасли. Почти половина продаж через интернет приходится на подгузники, игрушки, детскую одежду. Объем рынка на конец 2020 г. достиг 300 млрд руб. в онлайн. Пандемия привела на рынок е-коммерс новых покупателей.

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group отметила сокращение в продажах детской одежды от 17 до 20%. Наиболее пострадал, как всегда, средний сегмент: «Низкие цены, которые дают маркетплейсы, переманили большую часть потребителей, сказала Анна Лебсак-Клейманс, – Мы теряем хрупкий средний класс, люди начинают экономить на всем. Из трендов последнего времени могу отметить также увеличение noname-брендов, минимизацию расходов на маркетинг, при которой ценность бренда падает. Детский сегмент прирастает очень быстро, в основном продукцией отечественных производителей. Сегодня, например, на Wildberries почти 90% – российские поставщики».

О состоянии рынка детской обуви рассказала Александра Андрунакиевич, генеральный директор Российского союза кожевников: «Экспорт детской обуви в 2020 году в целом увеличился. Но рынок сильно пострадал от пандемии и сократился на 36%. Профессионалов отрасли беспокоит тенденция на снижение потребления кожаной обуви. Родители все чаще выбирают ребенку обувь из синтетических, а значит, более дешевых материалов, но далеко не таких безопасных. Специалисты призывают обратить внимание общественности на то, что маркетинговый термин «экокожа» вводит в заблуждение потребителя, до определенного возраста этот материал вообще не должен использоваться в детской обуви. Давайте подумаем, как вернуть кожаную обувь школьникам».

О том, как использовать всю полноту влияния анимационных брендов на потребителя, рассказала Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино. Она привела примеры коллаборации между анимационными студиями и производителями детской одежды. Напомнила о законодательных нормах, предоставляющих налоговые льготы и позволивших увеличить объем производимой продукции практически на 50%.

В качестве спикеров на форуме также выступили координатор проекта ОНФ «Время рожать», председатель «Совета матерей», член Наблюдательного совета Роскачество Татьяна Буцкая, управляющий Дома моды Valentin Yudashkin Дмитрий Савченко, генеральный директор лицензионного агентства Вrand4rent Денис Кулаков.